НовиградНовиград
Glas@8-12.ru    Forum    Oficjalny    Przepisach    Glos Rozsadku VIII Неофициальный сайт

 

Трактат доктора социологии и социологики К.Норберта. Журнальная версия.
"Дно Новиградского общества, или То, на что Вы закрываете глаза."

 

Дно – сообщество, которое отличает презрение к закону и нормам Новиградского общества. Это означает, что на закон нельзя («не по понятиям») рассчитывать. Исторически это объясняется следующим образом: сообщество Дна формировалось из индивидов, так или иначе отвергнутых обществом, в частности, по причинам нарушения закона или иных общественных норм. И объединяло их именно это нарушение. Разного рода обнищавшие слои попадают в одну и ту же категорию: они нарушают общественные нормы, связанные с благосостоянием. Естественной ответной реакцией стало неприятие закона. Однако существование сообщества так или иначе требует каких-либо единых норм поведения, и такие нормы создавались, большей частью, на основании «права сильного».

С развитием этого специфического сообщества развивались и правила его «функционирования», обусловленные тем, что прошлые авторитеты, уже не будучи в состоянии самостоятельно доказывать свое «право», старались сохранить контроль.

Таким образом, на Дне сложилась жесткая, едва ли не кастовая система. Попасть в нее легко, но только на самый низ. Продвижение же наверх – процесс трудный и связанный с множеством опасностей… и, как правило, преступлений.

Здесь следует остановиться и отметить, что структуры Дна являют собой одновременно серьезные финансовые структуры, и вовсе не обязательно нелегальные. Никаких достоверных данных по этому поводу не существует, однако есть серьезные основания предполагать, что выходцы со Дна контролируют аптекарское дело в городе, таверны и постоялые дворы, имеют серьезное влияние в некоторых гильдиях и ремесленных союзах. Кроме того, вероятно, Дно контролирует деревни вокруг Новиграда (поскольку туда редко дотягивается рука закона) и, следовательно, поставки продовольствия в город.

Наше не имеющее аналогов и подобий исследование позволяет представить Вашему вниманию общую схему сложного и интереснейшего сообщества Дна (писульку этого неуча Высоготы мы принципиально оставляем без внимания, как бессмысленный и противный ученому сознанию бред. Подумать только, равноправие среди отбросов! Тьфу).

 

Итак, сообщество Дна структурировано очень строго, и о каждом человеке всегда можно сказать, какое именно место он занимает. Впрочем, Однако эта формулировка не совсем точна. Дело в том, что, в отличие от нормального общества, на Дне невозможно создать себе место: все они распределены, а их взаимоотношения давно устоялись. Таким образом, место можно только занять. Причем не просто так, а (обязательно!) сместив с него кого-то или заняв освободившееся место. Исключением является нижний уровень – здесь количество мест не ограничено. Впрочем, пробыть там долго так или иначе не удастся. Или индивид пойдет «наверх»… или кончит свои дни в Новиградской тюрьме либо в придорожной канаве.

Такие жесткие правила обеспечивают стабильность Новиградского Дна на протяжении вот уже немалого времени…

Стало быть, настоящее положение индивида характеризует его место в иерархии. Оно определяет его обязанности и возможности. Перспективы же индивида определяются вовсе не этим. Дело в том, что каждый, кто хочет так или иначе «вырасти», обязан иметь покровителя. Этот покровитель, как правило, всем известен. От него зависит, насколько быстро сможет индивид двигаться «вверх», и насколько осторожными с ним следует быть другим. Само собой, и индивид несет перед покровителем ответственность за свои действия, и в полной мере будет отвечать за нарушение установленных покровителем правил (почти всегда негласных). Очевидно, чем выше покровитель, тем больше перспектив у индивида. Однако, как правило, тем больше его ответственность, и всегда тем строже и страшнее наказание за «ослушание».

Следует также заметить, что покровитель должен быть из той структуры, в которой индивид строит свою «карьеру». Это связано с принятой практикой устной передачи приказов и отчетов, которая сильно ограничивает допустимую длину цепочки ответственности… впрочем, это уже высоконаучные социологические рассуждения, заинтересовавшихся отсылаю к полной версии моего трактата.

В самом деле, в полной версии трактата можно найти более подробное описание социальных характеристик индивидуума на Дне, из коего следует, что покровитель – это лишь наиболее распространенное выражение другого параметра, коий я называю «степенью уважаемости индивида». Однако это уже сложности.

 

Итак, каждый человек на Дне характеризуется своим текущим положением, которое определяется его местом в конкретной функционирующей по законам Дна организации, а также перспективами своего прогресса, зависящими от покровителя или покровителей.

Какова же структура таких организаций? Полагаю, кое-какие господа из гильдий, ремесленных сообществ и прочих структур, где многие люди и нелюди работают над общим делом, найдут ее на удивление знакомой. Видимо, определяется это тем, что управление как процесс имеет некие свои собственные законы и закономерности, доселе неисследованные. Полагаю, следующий мой трактат коснется их плотнее.

Что же касается структуры организаций Дна.

 

Нижний, самый бесправный слой – тот, в который можно беспрепятственно попасть, и в котором лучше долго не оставаться – это «отребье». Они выполняют самую грязную работу, при этом такую, которая не требует соображения или способности принять решение (хотя может требовать серьезных навыков в другой области, например, артистических). Их отличие в том, что они не входят ни в одну из организаций Дна и не имеют покровителя. Именно поэтому их положение абсолютно бесправно: если «уважаемый» член Дна их обидит, некому будет его наказать.

Члены всех последующих слои входят в ту или иную организацию, и имеют покровителей, сильных или слабых. Таковыми являются:

«Бойцы» - люди, выполняющие опасную, но приносящую серьезную прибыль организации работу. Опасность, которой они подвергаются, сама по себе приносит им некоторое уважение, но «исполнительский» характер их деятельности определяет эту ступень как низшую.

«Техники» - стоят чуть выше бойцов, так как обслуживают нужды организации (оружие, подделка документов и т.п.), что приносит им уважение, а их покровителям – непосредственную пользу.

«Управляющие» - занимают достаточно серьезное положение; они управляют деятельностью «бойцов» и «техников», и от их решений во многом зависит жизнь и благополучие тех и других; с другой стороны, аналогичным образом выше их ответственность, скажем, за провал операции отвечают в первую очередь они, и только если они при этом выжили и сохранили положение – прочие перед ними.

«Советники» - люди, обслуживающие лидеров организаций; они ведут документацию, аналитическую работу и обеспечивают другие аналогичные нужды тех, кто принимает серьезные решения.

И, наконец, «Боссы» - те, кто определяет всю деятельность организации на Дне. В их власти находится все. В то же время их авторитет зиждется исключительно на уважении, проявляемом к ним, в первую очередь – членами их собственной организации.

Под уважением я на протяжении всего трактата понимаю готовность учитывать мнение индивида и следовать его приказам, указаниям и рекомендациям. Такого уважения можно добиться множеством способов!

Следует, однако, помнить, что эта классификация очень общая. Уважаемый член более низкого уровня может значить много больше, чем всеми забытый «управляющий» или «советник» (всеми забытых «боссов», конечно же, не бывает: слишком многие стремятся на их место).