Проповедь первосвященника Креппа в Храме Вечного Огня
Притча из доброй книги пророка Лебеды:
"Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы
получить себе царство и вернуться.
Человек этот дал каждому из своих рабов по мине, то есть фунту
серебра, и сказал им, чтобы они пустили их в оборот, пока он не
возвратится. Когда он возвратился, первый раб сказал ему, что его
мина принесла десять мин. Человек высокого рода дал ему в управление
десять городов. Второму рабу мина принесла пять мин, и он получил в
управление пять городов. А третьему мина не принесла ничего. Тогда
человек высокого рода отнял у него мину и отдал ее имеющему десять
мин. "Всякому имеющему дано будет, - сказал он, - а у неумеющего
отнимется и то, что имеет".
- Друзья мои, господин, о котором говорится в нашей притче, - строгий
хозяин. Он требует возврата ссуженых денег с процентами и процентами
на проценты. В этих делах он шутить не любит. Раба, что возвращает
ему только фунт серебра, он выбрасывает во тьму внешнюю, где нет
Вечного Огня, но есть лишь плач и скрежет зубовный. Да, друзья мои,
Бог - ибо человек высокого рода из притчи и есть Он - строгий хозяин
и требует процентов. Но, друзья мои, он в то же время и справедливый
хозяин. Не от каждого из своих рабов он требует одинаковых процентов.
С одного он берет десять мин, или фунтов, а с другого и пять. Он
берет, что ему дают. Только ничто третьего, ленивого, нерадивого
раба он отвергает. Этого человека он увольняет. У этого человека
отнимается и то, что он имеет, то есть тот фунт, который все получили
от хозяина в виде основного капитала. Глубочайший же смысл этой
притчи заключается в ошеломляющей истине: каждому по его достоянию.
Я хотел бы сказать, кстати, два слова о самом понятии "фунт". В
доброй книге имеется два разночтения притчи, о которой мы говорили. В
одном месте говорится о фунте серебра, в другом - о таланте. Слово
талант имеет двоякое значение: во-первых, оно означает крупную
серебряную монету в древности, а во-вторых, - духовный дар. Двойной
смысл этот, как мне кажется, прекрасен. Духовный дар - это деньги,
труд - благосостояние. Но это только так, между прочим.
Друзья мои, на земле мы на каждом шагу сталкиваемся с неравенством.
Человек вступает в жизнь беспомощным голым комочком. В этом состоянии
он ничем не отличается от прочих грудных младенцев. Но через
некоторое время разница дает себя знать. Один остается на низшей
ступени, другой продолжает развиваться. Он умней, чем окружающие его
люди, прилежней, бережливей, энергичней, он опережает их в своей
работе. И он становится богаче, могущественней, он более уважаем, чем
они. Так возникает неравенство. Как же ко всему этому относится Бог?
Расценивает ли он людей в зависимости от их общественного положения и
чспособностей? Любит ли он того, кто многого достиг, больше, чем
того, кто может похвастаться лишь скромными успехами? Нет, друзья
мои, Он этого не делает. Он вознаграждает каждого в меру достигнутого
им: одному - десять городов, другому - пять, кто сколько заслужил, но
в остальном он не делает между ними никакой разницы. В остальном все
его рабы одинаково дороги ему. И это-то и есть, возлюбленные мои
друзья, равенство перед Богом.