Заголовок
Текст комментария*

Письмо Ки Танга Оливеру и Трис


Вы просили высказать мое мнение по вопросу перспектив сохранения статуса независимого Мэрилака с точки зрения стратегии п-в-туннелей. Я попытался высказать несколько мыслей на эту тему, они могут показаться вам странными, но я бы рекомендовал хотя бы обратить на них внимание. В первую очередь, забудьте о «полностью независимом Мэрилаке» – это фикция, заключающемся в балансе на остром гребне горы между двумя пропастями.
При анализе взаимодействий на сетке п-в-туннелей узлы, имеющие один или два туннеля, обычно рассматриваются как объекты взаимодействия. Узлы с одной связью полностью зависят от своего соседа, и исключения типа Иллирии только подчеркивают общее правило. Узлы с двумя связями являются объектами взаимодействия их соседей. Узел, имеющие три и большее число связей, рассматривается уже не как объект стратегического интереса ее соседей, а как самостоятельный субъект п-в-стратегии вне зависимости от силы этих соседей.


Стратегическое положение Мэрилака определяется наличием двух п-в-туннелями, ведущими на Сумерки Зоава и на Кси Кита, принадлежащую Цетагандийской Империи. Используя классическое приложение теории графов к экономике в п-в-пространстве, сразу получаем вывод, что нормальное развитие системы Мэрилака возможно только при отсутствии прямых противоречий между соединяемыми им узлами – Сумерками Зоава и Цетагандой (которую в данном случае можно рассматривать как один узел). Оттуда же следует, что ситуация наличия прямой конфронтации принципиальна неустойчива и обязана за достаточно короткое время привести к поглощению Мэрилака одним из его соседей или к войне между соседями за обладание «ничейной» системой.


Ответ на вопрос, почему этого до сих пор не произошло, лежит в существовании стабилизирующих факторов – третьих сторон, заинтересованных в независимом статусе Мэрилака. Стабилизирующие факторы можно разделить на политически-экономические и военно-статегические. К первым относятся разнообразные международные конвенции и соглашения, обеспечивающие некоторые политические и экономические льготы соседям Мэрилака в обмен на поддержание устойчивости системы Сумерки Зоава – Мэрилак – Кси Кита. Двухсотлетняя независимость Мэрилака была обеспечена именно этими факторами. К сожалению, их действие исчерпалось, что доказывает произошедшее вторжение – возобновление их возможно только при условии серьезного пересмотра международных соглашений. Военно-стратегические факторы предполагают наличие третьей силы, смещающей баланс в потенциально возможном конфликте. Его анализ с участием третьей силы требует учета всех обходных путей, соединяющих ее с каждым из участником. Поскольку единственной третьей силой, с очевидностью готовой принять участие в решении статуса Мэрилака, является Барраярская Империя, проведем анализ ситуации с Барраяром в качестве третьей силы.


Равновесие между Барраяром и Цетагандой на пути Комарра – Ро Кита характеризуется как стабильный паритет. Положение дел на пути Ступица Хеджена – Верван – Мю Кита также находится под защитой Баррарярской Империи и вряд ли может быть нарушено без серьезного дестабилизирующего фактора. Из остальных трех путей, связывающих Цетаганду с внешним миром, два (Кси Кита – Мэрилак – Сумерки Зоава и Ола Три – Вега) фактически контролируются Сумерками Зоава (учитывая, что переход Торанира – станция Клайн крайне неудобен. Последний путь, через Дагулу, проходит через два глобальных узла – Земля и Тау Кита – и поэтому не может быть как-либо затронут заинтересованными сторонами.


В то же время, Сумерки Зоава не имеет никаких прямых контактов с Барраяром – то есть на данный момент никак не зависят от внешней политики Барраярской Империи. Таким образом, барраярское присутствие в пространстве Мэрилака увеличит количество контролируемых им выходов Цетаганды с двух до трех (из пяти), и при этом даст Барраряру всего один из четырех выходов Сумерек Зоава. Другими словами, военное присутствие Барраяра в пространстве Мэрилака невыгодно Цетаганде и безразлично для Сумерек Зоава.


Следующий из этого вывод – любые договоренности между Барраяром и Сумерками Зоава о статусе Мэрилака не являются стабилизирующими факторами. Однако совместное патрулирование пространства Мэрилака Барраярскими и Цетагандийскими силами или договоренность между ними даст необходимую стабилизацию.


Ки Танг, военный эксперт

Скрыть комментарии | Добавить комментарий

#411 @ 09:22 23.10.2006
Комментирует Денис Юдинtel@qopt

К сожалению, как выводы независимого эксперта рассуждение Ки Танга рассматривать сложно, намного больше они напоминают провокацию. Навскидку большое сомнение вызывают следующие моменты:
1) Как верно заметил генерал О'Брайен, анализ грешит полным отсутствием учета самого Мэрилака – сколь бы ни были малы его возможности, принимать их во внимание все же стоило :)
2) В анализе отсутствует учет интересов других миров, кроме Барраяра, Сумерек Зоава и Цетаганды. Согласен, что их влияние на ситуацию неочевидно, но полное игнорирование вызывает в лучшм случае ощущение предельного упрощения модели, в худшем – искусственного упрощения, вызванного заинтересованностью в конкретном итоге анализа.
3) Каким образом идея совместного патрулирования Цетагандой и Барраяром пространства Мэрилака может стать фактором стабильности при условии напряженности между этими империями – непонятно совершенно. Помимо потенциально возможных мелких конфликтов между их силами, помимо очевидной враждебности самого Мэрилака к Цетаганде и, следовательно, нежелания планеты обеспечивать снабжение цетагандийского флота, что сделает его сожержание в пространстве Мэрилака довольно дорогостоящим, есть еще один важный аспект: барраярский флот окажется оторванным от сил поддержки, в то время как Цетаганда всегда может внезапно увеличить свое присутствие, что совершенно нетрудно сделать при наличии сил с обоих концов ПВ-туннеля. Боюсь, что барраярский генштаб, если бы он согласился на такую уязвимую позицию своего флота, надо было бы массово отправлять в отставку :)


Аналитик разведки штаба 3-ей мотопехотной бригады Ален Сьюгар.

#413 @ 11:01 23.10.2006
Комментирует Паша Прудковскийpasha@qopt

Ну я же говорю, что текст провокационный.
1). На это ответ есть в теле письма.
2). Поскольку на конференции ни разу не стал вопрос каких-то гарантиях со стороны прочих государств, это предположение Танга оправдалось.
3). Я считаю, что если бы Барраяр и Цетаганда согласились обсудить этот вопрос и договорились – то это резко уменьшило бы вероятность их конфликта в дальнейшем. Проблемой является малая вероятность начала подобных переговоров.

#415 @ 11:42 23.10.2006
Комментирует Нина Белявскаяaywen@qopt

Честно говоря, совершенно не понятно, с какой стати Ки Тангу пришло бы в голову писать такой провокационный текст.
По поводу пункта 3. – при отсутствии каких-либо предпосылок к такой договорённости вывод получается логически никак не увязанным с предыдущим текстом письма. В результате всё письмо выглядит всего лишь ещё одной анти-барраярской провокацией, что не дискредетирует его полностью.

#418 @ 12:03 23.10.2006
Комментирует Паша Прудковскийpasha@qopt

Из любви к искусству. В смысле – это результат его логических построений. До тех пор, пока рассматриваются только элементы военной стратегии – он провокационным не является.

#444 @ 14:18 23.10.2006
Комментирует Нина Белявскаяaywen@qopt

Но и логичным не является.

#445 @ 14:29 23.10.2006
Комментирует Паша Прудковскийpasha@qopt

Ну, готов признать, что мне до Ки Танга – никак не меньше, чем сами понимаете кому до сами понимаете кого :)
Приношу извинения за недостаточное качество провокации.

#416 @ 11:48 23.10.2006
Комментирует Денис Юдинtel@qopt

1) Не осознаю, откуда следует такое упрощение модели.
2) Вопрос не столько в гарантиях, сколько в интересах. Интерес проявлен был, кстати. А вообще, Танг вряд ли был связан необходимостью соответствовать игровым условностям :))) То есть понятно, что учитывались те силы, которые были представлены на игре, но в данном случае это дает ощущение ущербности модели, по-моему.
3) Проблемой все же, как мне кажется, является противоречие интересов.

#417 @ 12:01 23.10.2006
Комментирует Паша Прудковскийpasha@qopt

1). Оттуда, что возможности Мэрилака при 2-х туннелях полностью зависят от соседей. И если один из соседей враждебен, то учитывать силы Мэрилака в отрыве от сил другого соседа неосмысленно.
2). Он считал, что достаточно глубокого интереса прочие государства не проявят. Если я узнаю хоть один факт обсуждения на конференции присылки военных флотов Беты или Эскобара – это будет означать, что предположение было неверным.
3). Это противоречия не военного уровня – т.е. Танг их не учитывал по определению.

#419 @ 12:06 23.10.2006
Комментирует Денис Юдинtel@qopt

3) Не совсем понимаю, как их можно не учитывать – в конце концов, именно такие вещи определяют военную стратегию :)
По остальным упрощениям – я понимаю, откуда они могут взяться, но именно они и вызывают общее чувство намеренного «обрезания» ситуации.

#422 @ 12:23 23.10.2006
Комментирует Паша Прудковскийpasha@qopt

3). Это уже не стратегия, а политика.
Ну, в общем, да...


Основной целью текста был намек на то, что надо бы все-таки задуматься – чей флот охраняет Мэрилак от возможного вторжения кого-либо.

#424 @ 12:31 23.10.2006
Комментирует Денис Юдинtel@qopt

Да, это я понял :) Но его провокационность несколько затмила изначальный посыл :)
В целом же ц нас, конечно, было стремление к максимальной независимости, и это можно рассматривать как ошибку – вполне укладывающуюся в игровую ситуацию, мне кажется. К тому же, мы исходили из того, что линкор и крейсер – это довольно серьезно, чтобы сделать вторжение невыгодным. А прямо сейчас принимать флот Барраяра нам было крайне непросто – у нас же по ходу чуть до войны дело не дошло :))) Так что не очень-то в результате мы им доверяли. Плюс два флота наемников. В долгосрочной перспективе в пространстве Мэрилака должно оказаться довольно много сил, чтобы вторжение стало очень непростым предприятием. В краткосрочной – напишу свое мнение в обсуждении вторжения :)

#427 @ 12:54 23.10.2006
Комментирует Паша Прудковскийpasha@qopt

Ну да, примерно так...

#434 @ 13:15 23.10.2006
Комментирует Нина Белявскаяaywen@qopt

Вот в какой момент и из-за чего возник конфликт, что «чуть до войны дело не дошло»?

#459 @ 16:15 23.10.2006
Комментирует Денис Юдинtel@qopt

Я, к сожалению, точно не могу сказать, поскольку сам не участвовал в разговоре. Как я понял из довольно эмоциональной реакции членов ВП, наш курьер, намеревавшийся нырять в пульсирующий ПВ-туннель, был довольно неласково остановлен Дендарийцами. После чего Оливер, естественно, начал интересоваться, что это значит, и разговор вышел очень жестким. В результате договорились о совместном курьере, но осадок остался очень сильный. Потому что если в _нашем_ пространстве Барраяр позволяет себе агрессивные действия по отношению к нам, это, фактически, означает военную агрессию. Война это сильно сказано, нам ее вести было нечем, но то, что Барраяр на самом деле рассматривает возможность таким образо с нами общаться, не привело нас в восторг. Отчасти поэтому был с легкостью заключен договор с Сумерками. Он нам в некотором роде обеспечивал защиту от вас :)

#462 @ 17:28 23.10.2006
Комментирует Нина Белявскаяaywen@qopt

Понятно. То есть это я сделала самую большую глупость в барраярской делегации. Не надо было просить Элли вступать в переговоры.

#547 @ 09:01 26.10.2006
Комментирует Денис Юдинtel@qopt

Как выяснилось, с Элли, на самом деле, у мэрилакцев больишх проблем не возникло – Оливер сразу же ее нашел, высказал наше возмущение, и они довольно быстро договорились к обоюдному согласию, в общем, получились просто небольшие трения между профессионалами, быстро преодоленные. Проблема в том, что в это же время другие члены ВП беседовали с барраярской миссией, и вот этот диалог, видимо, был менее дружелюбным.

#463 @ 17:29 23.10.2006
Комментирует Нина Белявскаяaywen@qopt

В смысле, пусть бы прыгали.

#464 @ 17:32 23.10.2006
Комментирует Нина Белявскаяaywen@qopt

Хотя нет, так тоже не годится. Потому как могли бы прыгнуть и не попасть. Видимо, на самом деле надо было плевать на парраною, Галени и Аллегри, и идти объясняться с ВП.

#470 @ 18:43 23.10.2006
Комментирует Денис Юдинtel@qopt

Да, это был бы лучший вариант. Потому что мы-то все равно уже знали, и Галени, по крайней мере, знал, что мы знаем :)))

#498 @ 09:39 24.10.2006
Комментирует Белоконь Ольгаazraphel@qopt

Цетеганда в принципе была к этому готова. Я само не начинало переговоры ввиду резкой враждебности барраярской делегаци, но потенциально такая возможность рассматривалась.

#503 @ 11:42 24.10.2006
Комментирует Нина Белявскаяaywen@qopt

Я, честно говоря, не очень понимаю, что в идее совместного патрулирования может быть привлекательного для обеих сторон. Какие у нас в этом секторе общие интересы?