ВОЛШЕБНЫЕ ИСТОРИИ Дж.Р.Р.Толкина
Правила игры. Version 20.10.2000

Сначала было слово печали и тоски,
Рождалась в муках творчества планета,
Рвались от суши в никуда огромные куски
И островами становились где-то.
И странствуя по свету без фрахта и без флага
Сквозь миллионолетья, эпохи и века
Менял свой образ остров, отшельник и бродяга,
Но сохранил природу и дух материка.

Сначала было слово - но кончились слова,
Уже матросы землю населяли.
И ринулись они по сходням, вверх на острова,
Для красоты назвав их кораблями.

Но цепко держит берег, надежней мертвой хватки.
И острова вернутся назад наверняка,
На них царят морские, особые порядки,
На них хранят законы и честь материка.

В.Высоцкий

I. Введение

Основной целью игры "Волшебные истории Дж.Р.Р.Толкина" является моделирование мира, в котором возникновение волшебных историй Дж.Р.Р.Толкина было бы естественным. При этом мы не считаем волшебными "Властелин Колец" и "Сильмариллион", хотя отдельные их эпизоды могли бы произойти в этом мире. Зато остальные сказки Толкина, несомненно, соответствуют понятию "волшебные истории". Полный список произведений Дж.Р.Р.Толкина, используемых при подготовке к игре:

1) Кузнец из Большого Вуттона
2) Лист работы Мелкина
3) Фермер Джайлс из Хэма
4) Хоббит, или Туда и обратно
5) Приключения Тома Бомбадила

6) Mr. Bliss
7) Roverandom
8) Father Christmas Letters
9) The Book of Lost Tales
10) О волшебных историях

Игра рассчитана примерно на 100 человек. Заявки на игру принимаются индивидуально, окончательный прием заявки происходит только после личного разговора с одним из мастеров, причем большая часть вакансий уже занята. Координаты мастеров для связи:

Горлум Остинг (Женя Якимова) e-mail osting@mail.ru
Аннаэль (Глеб Скрыпин) e-mail glebvs@yahoo.com
Паша Прудковский e-mail pasha@qopt.phys.msu.ru

 

 

II. Структура игры

"А если музыка жива-
Не все ль равно, когда ее напишут."
С.Флоринцева

Собственно моделируемый мир состоит из Волшебной Страны и небольшого кусочка реального мира - Большого Вуттона.

Волшебная Страна не является каким-то конкретным миром, описанным Толкином в одной из его волшебных историй, скорее это некое место, где эти истории возникают, или, используя терминологию Толкина, это "Волшебный Котел", в котором непрерывно варится "суп волшебных историй". Поэтому она населена различными персонажами сказок Толкина, хотя, может быть, в не совсем привычном виде. Возможно там также обнаружить героев других волшебных историй - хотя мастера не прилагали сил для их появления. При этом, с нашей точки зрения, не следует говорить, что волшебные истории - источник обитателей Волшебной Страны. Наоборот, Волшебная Страна - место, откуда персонажи попадают в волшебные истории.

Большой Вуттон является единственным моделируемым на игре элементом реального мира. По на-шему мнению, Вуттон должен иметь вид классического английского захолустья. Большой Вуттон не является частью Волшебной Страны, поэтому его обитатели не могут без приглашения гулять по Волшебной Стране, к ним не применимы ее законы. Однако его обитатели имеют возможность ознакомиться с результатами варки волшебных историй "извне", а некоторые - даже понаблюдать за процессом (как куз-нец из Большого Вуттона). Положение жителей Вуттона аналогично положению читателя, заглядываю-щего писателю за плечо: на его глазах рождается новая сказка, а как - неясно.

При этом как жители Вуттона, так и обитатели Волшебной Страны должны иметь в виду следующее: с одной стороны реальный мир - источник новых легенд, т.е. новых обитателей Волшебной Страны; почти у каждого жителя Вуттона есть там аналог. С другой стороны, Волшебная Страна - самостоятельная страна, возникшая в незапамятные времена и существующая независимо от реального мира. Поведение аналога никого ни к чему не обязывает. Однако и для реального мира, и для Волшебной Страны взаимо-действие между ними крайне важно.

 

III. О персонажах

Я спросил у Бэггинса -
"Не видал ли Торбинса?"
А.Леденев, О.Ленский

Как было уже сказано, на игре есть обитатели Вуттона и жители Волшебной Страны. И если узнать обитателя Вуттона легко, то определить с первого взгляда, кем является встреченный вами житель Вол-шебной Страны, не всегда просто.

Тем не менее, существо на игре является тем, кем оно выглядит. Поэтому задавать вопросы типа "Кого я вижу?" - невежливо и глупо, так как единственно правильный ответ - "Меня". Лучше просто по-знакомиться.

Если, по вашему мнению, существо ведет себя не так, как выглядит, значит, вы чего-то про него не знаете. Это может быть поводом для раздумий, но не поводом, причиной или признаком выхода из роли.

Каждый сам знает все свои возможности и старается их отыгрывать по мере своих способностей, хотя некоторые возможности некоторых персонажей (и способы их отыгрыша) известны всем (см. описание персонажей).

При всем этом мастера полностью доверяют игрокам и рассчитывают на доверие игроков друг к дру-гу. Поэтому мастера не намерены как-либо отслеживать злоупотребления оным доверием, а возникающие неигровые несоответствия рекомендуют решать в рамках игры.

Желающим подать заявку на игру просьба осознать следующее: в Волшебной Стране нет (и не может быть) похожих персонажей. Например, тролли из "Хоббита" и медведи из "М-ра Блисса" имеют одни и те же прообразы в Волшебной Стране. Не важно, как они называются, важно, какую "экологическую нишу" они занимают. Поэтому при подаче заявки на роль какого-то персонажа одной из сказок Толкина желательно определить, кто занимает место этого персонажа в других историях Толкина. А мастера постараются подобрать подходящий облик для этого персонажа в Волшебной Стране, если его место в этом мире еще не занято. При этом мастерам хотелось бы знать ваше мнение по следующим пунктам:

1. Имя и должность персонажа, основное место обитания;
2. Прообразы персонажа;
3. Ключевые события в его жизни;
4. Предыстория персонажа за предыдущий год;
5. Способности и возможности персонажа;
6. Ваши первые действия после начала игры;
7. Какие легенды о своем персонаже вам бы хотелось услышать.

 

IV. Волшебная Страна и ее обитатели

На юге Волшебной Страны расположен Хоббитон. В Хоббитоне живут, понятно, хоббиты. Наиболее всемиуважаемым глубокоуважатым хоббитом является Старый Тук, достигший на данный момент почтенного возраста 144 лет.

К востоку от Хоббитона - Вековечный лес. Хозяин Вековечного Леса - Том Бомбадил, с которым знакомы почти все хоббиты. Тем не менее, они опасаются далеко заходить в этот лес, так как он населен также другими существами, не всегда безопасными. Где-то в лесу находится выход из Волшебной Страны в реальный мир, в окрестность Большого Вуттона.

За лесом находится Трактир. Его хозяин Барлиман известен на всю Волшебную Страну. Известно также, что там сейчас проживает фермер Джайлс, а также Волшебник, хороший приятель как Барлимана, так и Короля.

К северу от леса расположена Столица Волшебной Страны. В столице живет Король. Он редко вмешивается в дела Волшебной Страны, ибо весьма мудр. Однако его законы всегда обязательны к выполнению - как законы короля из "Маленького Принца". В столице находятся самая полная библиотека, а также известная на всю страну кузница Мастера. Ходят слухи, что некоторые из звезд на небе - его работы. Однако на данный момент он отсутствует, ибо отправился в далекое путешествие. Говорят, что перед отъездом он оставил на хранение Королю свою последнюю, еще неоконченную работу - не то звезду, не то снежинку... В отъезде также находится и единственная дочь Короля - Принцесса Волшебной Страны.

Еще севернее - Зачарованный Лес. Часть Зачарованного Леса находится под покровительством Вла-дычицы Гвенделин. Ее мудрость не уступает королевской, но ее интересы сосредоточены внутри Леса. Большинство лесных эльфов не стремится к общению с другими обитателями Волшебной Страны и живет в самой глуши Леса со своим Предводителем Денетором во главе.

На востоке Леса расположен Кошачий Замок, на который не распространяется власть Владычицы. Хозяин Замка Тевильдо гуляет где вздумается, ходит сам по себе и крайне не любит Владычицу, а также Пса, живущего где-то в Лесу, и всех прочих собак.

Также в Лесу находится кузня Оружейника, изготавливающего непревзойденное оружие. Его лучшим изделием считается легендарный Черный Меч, однако он давно утерян. Оружейник не любит общаться с кем попало, так как его ремесло не способствует приветливости.

На самом севере Волшебной Страны находится Одинокая Гора - место хранения древнего клада гномов. Но сейчас там поселился Дракон Хризофилакс, и гномам там нет места. Всем обитателям Волшеб-ной Страны известна история про то, как фермер Джайлс не так давно отобрал у Дракона часть его сокровищ. Но не большую.

В Волшебной Стране есть менестрели. Их не больше, не меньше, но именно три. Один - Тифанто - живет в Зачарованном Лесу. Часто можно услышать его игру на флейте, но редко - увидеть его или поговорить с ним. Второй - Иварэ - бродит по берегу моря. Кто угодно может найти его там, но не все воз-вращаются назад, увидав море. Третий - имеет много имен, но под каким он живет сейчас - знает лишь Король.

На востоке от Волшебной Страны лежит большое море, на западе - горы. На берегу моря стоит маяк. Смотритель маяка, живущий в нем, следит за тем, чтобы маяк круглосуточно освещал путь тем, кто захочет отправиться в дальнее морское Путешествие.

Также на границе расположен Приход Мелкина, однако не для всякого обитателя Волшебной Страны он открыт.

Ходят также слухи об гоблинах, волках, троллях, гигантских пауках, ходячих деревьях и болотных тварях, живущих в древней сокровищнице, и даже о медведе-оборотне. Однако мало кто их видел и еще меньше тех, кто хочет увидеть их вновь.

Обитатели Волшебной Страны волшебны потому, что обитают там, а не потому, что обладают какой-либо магией. Магии в привычном понимании этого слова в Волшебной Стране нет вообще, хотя у многих обитателей есть свои прирожденные особенности. Однако передать их кому-либо они не в состоянии.

В личной вводной персонажа содержится полный список способностей и возможностей, позволяющих ему так или иначе влиять на других персонажей, однако ему ничего не известно о том, как другие персонажи могут при этом влиять на него. Ниже приводится список всем известных существ Волшебной Страны, их примет (в скобках), а также их общеизвестных особенностей и методов их моделирования.

Король Волшебной Страны: никто не знает, как он выглядит в последнее время, однако указы, заверенные его личной подписью и печатью, обязательны к исполнению для любого обитателя Волшебной Страны.

Люди (особых общих примет не имеют):

Волшебник (остроконечная шляпа): ходят слухи, что он может все;
Том Бомбадил, хозяин Вековечного леса (разноцветная одежда, шляпа с пером): в пределах Вековечного леса любое его распоряжение имеет статус Королевского указа, обязательного для выполнения для любого обитателя Волшебной Страны. Для персонажа, покинувшего Вековечный лес, оно немедленно теряет свою силу;
Старьевщик (старый плащ и цилиндр): превращает старые ненужные вещи в новые;
Барлиман: хозяин трактира;
фермер Джайлс;
Лунарь: мужик как мужик, но с Луны свалился;
королева Берутиэль (без своего королевства).
Следующие люди находятся на королевской службе и обладают специальными полномочиями:
почтмейстер (фуражка и сумка): забирает письма из почтовых ящиков как в Волшебной Стране, так и в Вуттоне, и доносит их до адресатов. Пишите письма;
инспектор (тросточка и цилиндр): следит за порядком в Вуттоне и в Залах Ожидания;
проводник: провожает персонажей в различные странные места;
библиотекарша Вайрэ: единственный человек, знающий, что и где находится в библиотеке: старые подшивки газет, копии королевских указов, художественная литература и т.п.;
смотритель маяка: говорят, в его журналах наблюдений есть записи о любом событии, когда-либо произошедшем в Волшебной Стране.

Эльфы (с первого взгляда похожи на людей, однако отличаются от них несколько своеобразным стилем поведения):
Принцесса Волшебной Страны;
Трое менестрелей: способны как лишить речи, так и возвратить ее;
Трое королевских советников: каждый из них – в чем-то лучший в Волшебной Стране:
Эллас;
Филберет;
Берен;
Гвенделин, Владычица Зачарованного Леса: достаточно мудра, чтобы никто не мог ей солгать, любой обязан говорить ей правду и только правду;
Денетор, Предводитель лесных эльфов: живет в чаще Зачарованного Леса, не очень любит гостей;
Звездных дел Мастер;
Мастер-Оружейник.

Гномы (бороды, плащи с капюшонами): последнее время живут в трактире, поют, много едят и еще больше пьют.
Хоббиты (мохнатые гетры): миролюбивые и трудолюбивые жители Хоббитона.
Феечки (крылышки на спине): находятся на службе Владычицы Зачарованного Леса. Во время исполнения любого распоряжения Владычицы неуязвимы.
Тролли (дубинки-поварешки): специалисты по приготовлению чего-нибудь или кого-нибудь различными способами.
Гоблины (как волки, но без ушей).
Тени (вуаль на лице).

Хищные существа:
Кошки (усы, лапы, хвост, уши, черно-серо-белые обтягивающие одежды) - наиболее организованные хищные существа Волшебной Страны. Живут в собственном Кошачьем Замке, в котором являются полными хозяевами, однако гуляют по всей Волшебной Стране и ходят, где захотят. При встрече с кошками следует иметь в виду следующее:
- Кошку, спрятавшуюся в тени, невозможно заметить (хотя возможно учуять);
- Кошки - хищные существа; в укромных местах, укрытых от прямых источников света и глаз персонажей "при исполнении", способны напасть на вас и съесть, особенно если их больше, чем вас.

Тевильдо, Князь Котов: ну очень-очень черный маг, возможности его ограничены, но весьма разнообразны;
Собаки (уши, хвост колечком, нос, лапы, меховушка);
Волки (как гоблины, но с ушами);
Паук (лишние лапы, сетка-гамак): если вам "повезло" попасть на охотничью территорию паука, делайте то, что он вам скажет - может, и обойдется...;
Болотные твари: когда они будут вас есть, вы узнаете, как они выглядят;
Беорн (маска медведя, меховые одежды): медведь-оборотень;
Дракон Хризофилакс (маска дракона): спит на груде сокровищ.

Прочие животные:
Лис (рыжий хвост, маска): лучше всех знает тропинки в Вековечном лесу, никто его не может там догнать;
Птицы (перья): дрозд, чайка, ворон и др.;
Полуослик (грива и уши, колокольчик): работает в трактире полуосликом;
Олифант (хобот и уши): легендарное животное;
Ходячие деревья (листья, побеги, кора): многие в них не верят.

Одушевленные предметы (имеют при себе изображаемый предмет):
Мечи (двусторонний темный-серебристый плащ, обручи);
Звезды (отражающий обруч (ночью - с источником света));
Кошелек (кожаная одежда, "чемодан" на шее).

 

V. Большой Вуттон и его жители

В отличие от обитателей Волшебной Страны, жители Большого Вуттона ведут спокойную и размеренную жизнь и в большинстве своем предпочитают не участвовать во всяких волшебных историях, а рассказывать их друг другу тихими звездными вечерами. В остальное время "вуттониане" занимаются каж-дый своим ремеслом. Каждый знает свое дело, и Инспектор, присланный к ним, чтобы следить за порядком, с их точки зрения почти и не нужен. В случае возникновения споров жители Вуттона предпочитают обращаться не к нему, а к наиболее искусным, известным и авторитетным из своих односельчан - таким, как Мастер Повар или Кузнец. Тем не менее, жизнь обитателей Вуттона скучной не назовешь. Работа доставляет им настоящее удовольствие, а в свободное от всяческой деятельности время многие из них готовы веселиться, отмечать любые праздники и даже разыгрывать друг друга - обычно просто так, а иногда и со скрытым умыслом - если им кажется, что кто-то их недооценивает. В остальном же жизнь Большого Вуттона идет как обычно - мастера работают, дети играют в свои игры, подрастающее поколение влюбляется и женится, Кузнец изготавливает новые красивые и функциональные изделия, Звездочет надеется сделать открытие, а Мастер Повар подготавливает празднование Нового Года, которого все жители Вуттона ждут с нетерпением, хотя это и не Большой Праздник.

Известные обитатели Большого Вуттона:

Харпер, мастер Повар;
Кузнец и его семейство: жена Нэлли, сын Нэд, дочь Нэн;
Нокс, бывший мастер Повар, последнее время занят написанием "Поваренной Книги Нокса";
Тим (из Малого Вуттона), правнук Нокса и племянник Нэлли, в настоящее время гостит у своих родственников в Большом Вуттоне;
Звездочет: наблюдает за звездами и надеется совершить открытие, в свободное время обучает детей в Вуттоне;
Профессор: почетный житель Большого Вуттона, всемирно известный автор научных, научно-популярных и художественных книг, последний год - гость Волшебной Страны.

 

VI. О странствующих и путешествующих

"Дорогие гости! Видеть вас - одно удовольствие,
а не видеть - совсем другое!"
А.Кнышев

Обычно обитатели Вуттона не ходят в гости в Волшебную Страну каждый день, равно как и жители Волшебной Страны не шляются по Вуттону просто так. Более того, существа из Волшебной Страны ни-когда не появляются в Большом Вуттоне в своем реальном облике - только переодевшись и притворив-шись обычным обитателем каких-нибудь окрестных деревень со всеми вытекающими из этого последствиями (нормальный человек не обладает особыми возможностями и не рассказывает о своей жизни в Волшебной Стране). Только ночью (23.00-9.00), в снах жителей Вуттона, существо из Волшебной Страны может появиться в Вуттоне в своем настоящем облике. Но если кто-то в Вуттоне не хочет видеть его в своих снах - он вправе его не замечать.

С другой стороны, если человек из Большого Вуттона хочет попасть в Волшебную Страну, ему надо каким-то образом получить приглашение от обитателя Волшебной Страны, который имеет на это право. Человек, случайно попавший в Волшебную Страну без приглашения, считается просто случайно заблудившимся в лесу, любой встретивший его обитатель Волшебной Страны должен взять его за руку и помочь ему вернуться домой.

Все переходы из реального мира в Волшебную Страну и обратно происходят в одном, вполне определенном месте. Обитатели Волшебной Страны, способные пригласить к себе человека из реального мира (достаточно немногочисленные), хорошо знают правила перехода из одного мира в другой.

И, наконец, если жителю Вуттона необходимо сообщить что-нибудь обитателю Волшебной Страны, совершенно необязательно напрашиваться к нему в гости. Ведь, как это ни странно, письмо, отправленное из реального мира в Волшебную Страну или обратно, обычно находит своего адресата - достаточно бросить его в почтовый ящик.

Каждого обитателя Волшебной Страны или Вуттона когда-нибудь, рано или поздно, ожидает Путешествие. Срок своего Путешествия никому не ведом, и не следует его торопить, но следует быть к нему готовым - быть готовым не только отправиться в Путешествие, но и быстро собрать необходимые для этого вещи (спальник, коврик, теплые вещи, посуда, несколько порций быстрорастворимого питания и т.п.). Путешествие начинается в Залах Ожидания, однако дальнейший маршрут может быть весьма различным.

Кроме того, любой обитатель Волшебной Страны имеет право сам уплыть в Путешествие, решив, что устал от такой жизни, или что Волшебная Страна устала от него.

 

VII. О Законах Волшебной Страны

Волшебная Страна живет по своим вполне определенным законам. Однако далеко не все ее обитатели способны их членораздельно сформулировать - обычно выполнение этих законов является для персонажа само собой разумеющимся, хотя бывают, несомненно, случаи их нарушения. Ниже упомянуты наиболее общеизвестные законы Волшебной Страны.

1). Об именах

"Имена должны рассказывать об истории вещей, которым принадлежат…"
Древобород

Обитатели Волшебной Страны известны в различных историях под разными именами, поэтому толь-ко некоторые обитатели известны в Волшебной Стране под каким-либо конкретным именем. Хотя каж-дого как-то да называют.

У каждого персонажа есть полное имя, отражающее его суть и историю. Однако известно полностью оно далеко не каждому, иногда даже носителю. Кроме того, каждого персонажа как-то называют - это его повседневное имя. Изменение имени обычно вызвано изменением персонажа, причем это правило может иметь и обратную силу.

Имена не рекомендуется искажать. Даже если это произошло непреднамеренно - лучше исправить. Есть имена, которыми можно пользоваться только с разрешения их носителей.

2). О речи

Это не жаба - он потерял язык...
В.Месяц

Способность говорить - право любого обитателя Волшебной Страны, включая не только эльфов, гно-мов, хоббитов и пр., но также всех зверей и птиц, и даже некоторых предметов. Существо, лишенное речи - экстраординарное явление в Волшебной Стране.

Однако существуют персонажи, способные при определенных условиях лишать речи. Процесс лишения (или, соответственно, возвращения) речи на игре состоит из двух частей: лишающий речи внятно заявляет о факте лишения речи и демонстрирует "отнятый язык" (определенный материальный объект). Впоследствии для возвращения речи требуются как этот "язык", так и специалист по его возвращению. Желающие могут самостоятельно привезти свой язык (красная тряпочка, банка консервов "язык в собственном соку" и т.п.) с собой.

Специалистов по лишению или возвращению речи крайне немного, причем определенно это известно лишь о менестрелях. Тот, кто когда-либо отнимал язык, может впоследствии дать его другому. Кстати, некоторые мастера могут изготовить новый язык взамен утраченного. Однако эти языки могут несколько изменить вашу речь.

3). О тенях

Да, мир устроен празднично и мудро, пока могу я видеть каждый день
Тень облака, летящего над тундрой, тень птицы, пролетающей над тундрой,
И тень оленя, что бежит по тундре, - а рядом с ними собственную тень
А.Городницкий

Берегите свою тень. В некоторых случаях тень персонажа может обрести собственное существование.

 

VIII. Особенности боевых взаимодействий

"Он опять не вернулся из боя…"

В Вуттоне никто никого не убивает. Все спорные вопросы решает Инспектор.

Что же касается Волшебной Страны, то далеко не все ее обитатели способны убивать. Только некото-рые умеют делать это или обучать этому других. Каждое из этих существ убивает вполне определенным способом, ему известным...

Остальным желающим привезти на игру оружие - просьба обговорить этот факт с мастерами заранее.

Но даже если вас убили - это не значит, что вы умерли. Это лишь повод заглянуть в Залы Ожидания. А как и когда вы из них вернетесь - вам неведомо.

Итак, если кто-либо сообщил вам, что вы убиты, или вы сами осознали этот печальный факт, вы отправляетесь в Залы Ожидания и ожидаете Проводника. Проводник подробно выслушает обстоятельства вашей смерти, после чего объяснит, что с вами произойдет в дальнейшем. Возможно, он скажет, что вам приснился кошмарный сон, и посоветует пойти выспаться. Хотя возможны и другие варианты...

Убитые ночью (23.00-9.00) Залы Ожидания не посещают, а сразу идут высыпаться после приснившегося им кошмара. Вернувшиеся из Залов Ожидания не помнят непосредственной причины попадания туда. Любые несмертельные раны заживают сами волшебным образом в течение получаса.

 

IX. О начале игры и газете Волшебной Страны

Для желающих связаться с редакцией -
с редакцией лучше не связываться…

Игра "Волшебные истории Дж.Р.Р.Толкина" будет проводиться в Подмосковье в июне-июле 2001 года. Игра начинается вечером в четверг и идет в реальном времени.

На дворе у нас зима, поэтому игра начинается праздником Нового Года (31 декабря). В честь Нового Года все жители Вуттона также приглашены на праздник, однако утром в пятницу, когда они проснутся, они будут считать, что все это им приснилось. Кончается игра днем в воскресенье - днем рождения Профессора (3 января).

Место проведения игры будет сообщено игрокам за две недели до ее начала. Опоздавшие к началу игры отправляются первым делом в Залы Ожидания и ждут Проводника с тем, чтобы он проводил их к месту их обитания.

Обязательного оргвзноса на игре нет. Однако производится подписка на газету Волшебной Страны. Подписавшиеся сразу же получают праздничный новогодний выпуск газеты, содержащий избранные заметки за весь предыдущий год, и, возможно, экстренные выпуски газеты перед началом и в процессе игры, а также следующий номер газеты после окончания игры. Стоимость подписки составляет 2$ для москвичей и жителей московской области, 1$ для петербуржцев и бесплатна - для всех остальных.