ВОСПОМИНАНИЯ О НЕСКОЛЬКИХ ПЕРЕЛОМНЫХ ДНЯХ ЖИЗНИ
В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ
Секретарши при Королевских Советниках.

 

   - Нэльда!! Нэльда!!! - это меня зовёт Главный Королевский Советник. Его голос кажется голосом капризного эльфёнка, со всей нетерпеливостью избалованного юного пэра призывающего свою няню-феечку; но на самом деле, должна сказать, он - серьёзный Государственный Ум, это ум деятеля широкого размаха, чего он и не скрывает.
    И теперь неподражаемая властность его голоса разливается по всем окрестностям столицы, призывая меня взяться за работу. Я - секретарша при Королевских Советниках в эльфийской столице Волшебной страны.
   Сегодня я в изящном длинном голубом платье по случаю Нового года. Когда я останавливаюсь перед ним, задыхаясь от быстрого бега, Филберет рассеянно окидывает меня с ног до головы и со значительностью государственного человека замечает мне, что я отлично выгляжу. Господин Наипервейший Советник всегда очень любезен; иногда настолько, что страшно к нему приближаться. В то время как я извлекаю из-за пояса своё Перо, перед нами возникает другой Королевский Советник. В виде приветствия ему господин Филберет находит нужным обратить его внимание на мою шапку. На голове у меня действительно очень милая квадратная шапочка, подчёркивающая всю значительность моей должности.
    Работа по сочинению речей советников к Новому году идёт далее так усердно, что только Перо пляшет у меня в руках, а листы с хрустом покидают связку писчей бумаги один за другим. Не буду подробно останавливаться на этом эпизоде, ибо описывать работу столь же утомительно, сколь и работать, а у Королевской Секретарши из работы складывались многие и многие дни до того. Тексты Речей Советников к Новому году можно найти в архивах столичной библиотеки.

   Тогда, во время сочинения Речей, я и была посвящена в тайну хитроумного Политического Хода, задуманного и потом блестяще осуществлённого нашим Наиглавнейшим Королевским Советником. Теперь, я думаю, прошло достаточно времени с тех пор, чтобы можно было говорить об этом не стесняясь. Не сказать, что морда ЕЛЕФАНТА совсем уж не идёт к нашему Наиважнешему Советнику, но мне, бесспорно, гораздо привычнее и даже милее - его настоящее, просветлённое и гордое лицо с большими вращающимися глазами.
   Да-да, несмотря на всю рискованность подобного предприятия, была осуществлена гениальнейшая в своём роде подмена, не имеющая прецедента: истинная

сущность господина Филберета была скрыта под личиной Устрашающего, но, впрочем, Добродушного в известном смысле ЕЛЕФАНТА; в то время как многотрудную роль нашего Выдающегося Королевского Советника на всё время Новогоднего Бала мужественно приняла на себя - личная библиотечная кошка столицы. Сейчас, конечно, мы уже имеем право строить различные предположения по поводу смысла содеянного. И самая смелая из нескольких имеющихся точек зрения по этому вопросу - состоит в том, что назрела необходимость проверить верность народа королевским представителям: с одной стороны, посмотреть, настолько ли важна внешность власть предержащего, чтобы ему покорялись, а с другой стороны, выведать народное мнение, слившись, так сказать, с массой в первозданном виде. Для меня же государственная подоплека этого мероприятия и посейчас остаётся загадкой.

   Так или иначе, в какой-то момент все перестали стесняться ходить на ушах, не говоря уж об ЕЛЕФАНТАХ, которые никогда и не стеснялись. Мы с королевским советником Береном издавали указы: Берен невероятно толков и восхитительно, по-эльфийски, серьёзен, хотя иногда мне кажется, что в его серых метафизических глазах мелькает искорка убийственной иронии надо всем сущим. В этот вечер наш разумник был, по-видимому, в ударе, судя по количеству и непроизвольности новых оригинальных указов, изданных внепланово, наверное, в качестве неожиданного для народа и для самого себя подарка к Новому году. Тем не менее, своим последним указом во время праздника он благородно распорядился отменить все свои указы, изданные в старом году. Таким образом, в начале праздника мы еще пытались направлять народ. И лишь королевский советник номер 1 под видом ЕЛЕФАНТА порою беспечно проносился мимо и задевал меня, напоминая, таким образом, о нерушимости королевской тайны.
    А я и не думала ни о какой тайне. Я впервые увидела, как много дивных существ в Волшебной стране и её окрестностях.
    Так, например, я встретила ПАСТОРА, который приехал из Большого Вуттона. Сначала, когда он только пришёл где-то в середине праздника, около него цепенела внимательная толпа. Так что протискивание я решила отложить до более благоприятного момента, боясь показаться навязчивой. Но к концу вечера, в очередной раз
пробегая по полю, преследуемая стаей зловредных полевых и лесных тварей - комаров, я наткнулась на Пастора, с мудрой торжественностью оглядывающего напоследок почти опустевшее поле бала. Переживая противоречие между пошлой кровожадностью комаров и возвышенной изумлённостью моих мыслей, я задала вопрос напрямик: "Что вы думаете о Сне в его отличии от Реальности?" Мы поговорили о грани между Сном и Реальностью - о том, противоречат ли они друг другу и можно ли их сочетать. Он, высказывая крайнюю заинтересованность темой, отвечал примерно следующее: что Сон и Явь суть различны и их следует разграничивать, дабы не впасть в сопутствующие их соединению заблуждения... Настырность летающих тварей, которые окружали меня, помешала мне продолжать. Я бросилась дальше по полю в бегстве от них, после того, как мы любезно раскланялись с сиим Интереснейшим Человеком. При этом он почтил меня комплиментом: "Какая разумная молодая особа!"

 
   День Второй

   Рабочее утро было... очень рабочим. Один из афоризмов в Книге Афоризмов Наимудрейшего Советника, которую необходимо будет обязательно издать, дабы мудрость этого государственного ума не пропадала всуе, гласит: "ЛУЧШЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЕНЬШЕ" (сказано по поводу тушёнки). Наверное, что касается работы, я бессознательно следовала этому его изречению. Хотя известно, что подобным изречениям нельзя следовать, потому что они слишком красивы для реальности.
   Принявшись ходить по столице в поисках советников, я только через некоторое время заметила, что за мною следуют под порывами ветра мои белые листочки, по одному или несколько штук отрывающиеся от моей скрепы на поясе. Пришлось попросить Подмастерье Звёздных дел Мастера о помощи в их усмирении. Даже мои листочки отрываются, как могут, а я - нет, я жажду работы...
   В очередной раз потеряв советников из виду и с горя отправившись в Трактир, я встретила Лунаря и пригласила его в Столицу спеть - надеюсь, это поразительно отрешённое существо не настолько рассеянно, чтобы забыть об этом. Трактир - единственная отдушина для занятого существа. Там столько спокойных, ничем не занятых людей, что это поневоле успокаивает. Трактирщица Сванильда, правда, не из тех - она крутится, как рыжая собака в колесе; но по-другому эту деловую, разговорчивую и принципиальную гномийку и невозможно себе представить. Почти всегда, когда я появляюсь здесь, я вижу здесь Дис - она корреспондент газеты Волшебной страны "Спутник Эаренделя"; моя ровесница и мой друг. Наверное, она еще более моего нуждается в успокоении. Дис многие часы проводит там, углублённая в работу, у очага - пользуясь атмосферой относительной разряжённости. Она вообще очень серьёзно относится к работе: я думаю, это нас объединяет. Подмастерье Звёздных дел Мастера тоже из профессиональных трудоголиков - ради своей работы она отправится на край света. Например, сегодня ей предложили отправиться для выполнения некоего заказа аж в Кошачий замок, и она согласилась... Дис и Подмастерье - мои добрые друзья. И вы представляете, каково мне было услышать неожиданно пронёсшийся слух о том, что Подмастерье сгинул в лесу неподалёку от Кошачьего замка. Не успела я впасть в философскую задумчивость по этому поводу, как стало известно, что исчезла и Дис, отправившаяся на расследование таинственного происшествия. Странные и кровожадные легенды издавна ходят о Кошачьем замке: их не рассказывают детям...
   Правда к концу дня Подмастерье вернулась: растрёпанная и только что вытащенная из болота, но готовая продолжать работать. Дис не вернулась. Вместо неё на вакантное место пришла Дис - она тоже корреспондент "Спутника Эаренделя" и похожа на прошлую Дис, как две капли воды, и совершенно также - или даже чуточку БОЛЬШЕ - одержима работой. Так что у меня даже не было повода переживать по поводу исчезновения моей старой подруги.

   Вечером Лунарь порадовал моё сердце своей музыкой. Потом я узнала, что приехал Советник №3. Я, было, тяжело вздохнула, но наш Наиглавнейший распорядился, что "Третий советник - лишний" (Филберет и так был недоволен, что одна секретарша приходится на двоих советников). И действительно, он чрезвычайно мил и добр... как советник: не помню, чтобы я писала под его диктовку хотя бы один Указ. И нас отправили в Хоббитон посмотреть, что там делается - разумеется, по работе.

    ТАМ Я ОПЯТЬ ВСТРЕТИЛА ПАСТОРА Фарнона, с которым имела честь впервые поговорить на празднике по случаю Нового года. Я сама удивилась тому, как рада я его видеть. Как ни странно, весь его вид свидетельствовал о том, что он, со своей стороны, тоже рад весьма видеть меня. После того, как мы немного затронули политику в нашей беседе, априори придя к различным выводам по этому вопросу, он обратил разговор на мою особу. Я призналась, что мне исполнилось совсем недавно 200 лет. Я вспомнила, как была когда-то лесной феечкой, беспечно гуляющей по лугам и весело улыбающейся ясному небу, но те счастливые дни моей ранней молодости теперь подобны воспоминанию об утреннем блике солнца во всей его неповторимости.

    "Такая молодая особа, как вы, - сказал мне тогда Пастор, и его слова запечателись в моём сердце, - должна находить время и ДЛЯ СЕБЯ, и посвящать своё время не только работе. И не давать советникам и любым другим начальникам помыкать собой..."
    Знаю, что, когда говорю о Пасторе, становлюсь очень уж многословной. Поэтому предоставлю вам догадываться самим, о чём он говорил ещё вслед за этим.

    Вечером Советники что-то явно отмечали, ибо флейта Наиглавнейшего не умолкала ни на минуту до самой глубокой ночи. Берен же, если не играл на гитаре, на время уступая её менестрелю Тифанто, то лихо сопровождал пляску молодёжи и бабушки Денетора ударами бубна. Да, наши советники воистину очень музыкальны, и, надо сказать, они отлично спелись! Я очень предана советникам, хотя всё-таки Пастор был прав, когда говорил...

 

 
   День третий

    Сегодня с утра я была похожа на тень. Известно, что у всех, в основном, существ в Волшебной стране есть Тень; сегодня я ощутила всю материальность этого факта. Не знаю, я ли это вообще была, когда прошла умываться после коротких остатков ночи к реке. Кажется, мне снился Пастор.
    После того, как я вполне пришла в себя и более-менее обрела надлежащий облик Секретарши, я узрела ожидающего меня господина Первого Советника.
    Как всегда, не задумываясь, я бросилась на его зов. По пути я вспомнила, что забыла расчесать волосы. Когда я уже вытаскивала Перо из-за пояса, Советник внезапно похвалил мою причёску.
    Лёгкий блеск самодурства в его глазах сегодня особенно шёл к его широкой мясистой шляпе.
    Сегодня он тренировал властность голоса не только на жителях столицы; в этот день он был, что метеор, проносившийся повсюду. И я нигде не успевала остановить его, с тем, чтобы он развеял застой, начинавший сгущаться над столицей, лишённой его присутствия. Ибо Берен таинственным образом исчез тоже, а Королевский советник №3 также, кажется, пребывал не в здешних областях. До Трактира только доносились слухи об их деяниях, странно переплетённые с упоминаниями дракона, фермера Джайлса и др. исторических фигур нашего и, вообще, многих времён.
    Я же тосковала от нечего делать. Думаю, только воспоминание о своевременных наставлениях господина Пастора помогли мне избыть эту кризисную для меня ситуацию. Я написала советникам отчаянное письмо и - решила отправиться в командировку.
    Когда-то я действительно была феечкой и находилась на службе у Владычицы Волшебного леса. Давным-давно тому назад я была послана последить за деятельностью во дворце столицы, да там и осталась при должности Секретарши. Теперь мне казалось необходимым вернуться к Владычице Гвендалин и испросить её мнения о правильности принятого мною решения остаться во Дворце навсегда.
    Военачальник лесных эльфов Гелион любезно согласился проводить меня к Владычице. Вряд ли мне только кажется, что сегодня у него было особенно удачное похмелье. Мы шли по петляющим тропинкам, проложенным некогда им самим, и здоровались с каждым кустом.
    Печальная мудрость Владычицы, которую я не замечала раньше, поразила меня... Она поняла мою привязанность к работе и советникам - и отпустила меня с миром.

    На конкурсе загадок, я опять увидела Пастора. Он отвёл меня в сторонку, любезно извиняясь в том, что злоупотребляет моим вниманием, и сказал по секрету, что сын Любелии Крендель - очень и весьма достойный юноша. Я была озадачена, и, хотя до сих пор у меня не было повода задумываться об этом молодом человеке... решила внять совету пастора из должного к нему уважения. Скоро, по стечению обстоятельств, мы с сыночком Любелии уже сидели рядышком и непринуждённо обменивались репликами. А рядом госпожа Сванильда с Тролльским Кошельком, находясь почему-то в каком-то скептически-весёлом настроении духа, напевали старинную народную песенку, припев которой звучит, по-моему, так: "Эльфийка и хоббит, они, если честно, не пара не пара не пара..."
    Когда я возвращалась из Трактира по тропинке, Советник пронёсся мимо, настолько неумеренно занятый собой, что больше напоминал свою собственную Тень, особенно своей нехарактерной молчаливостью.
    Тогда я решила последовать советам господина Пастора и, для начала, взять отпуск себе на остаток дня и внять "дыханию жизни". Похоже, во всё время моей службы мне не приходилось становиться участницей столь многих увлекательных неожиданностей. Вместе с Дис я угостилась кексами в Хоббитоне. А пробираясь в Большой Вуттон, чуть не завязла в болоте.
    Зато вечером на празднике в Большом Вуттоне я вновь увидела Пастора: он почтил меня еще несколькими советами и предупреждениями. И - О! - даже когда его живая речь перестаёт литься бальзамом в мои острые уши, она не перестаёт жить в моём сердце. Господи, если бы я была жительницей Большого Вуттона, я бы сделалась одной из преданнейших прихожанок англиканской церкви! Но поскольку уж я свободна от этой обязанности, я просто буду следовать мудрым наставлениям и вдохновляться от того Света, который был открыт мне Пастором!!

 
   День Четвёртый

    На следующий день справлялся День Рождения Профессора в Большом Вуттоне.

___
 
   Я напрочь забыла о Советниках и весело плясала в обнимку с Лисом из Хоббитона под чью-то флейту.

 
Назад, на первую страницу