Ролевые игры: знакомство (Эта статья рассчитана в первую очередь на людей, которым не приходилось раньше встречаться с таким видом творчества, общения и времяпровождения, как ролевые игры. Разумеется, здесь затронуты не все аспекты этого занятия, а только наиболее общие и заслуживающие упоминания с точки зрения автора.) Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Что такое ролевая игра? Это в первую очередь попытка воссоздать мир, атмосферу, образы того или иного литературного произведения, исторической эпохи и т.д. Участники распределяют роли, договариваются о степени условности происходящего (что будет "понарошку" и как именно это должно выглядеть), готовят необходимый реквизит, костюмы, место действия... Игра во многом похожа на театральное действие, с теми основными отличиями, что здесь не происходит разделения на зрителей и актеров, а события, как правило, не диктуются сценарием, а складываются путем импровизации. Кто есть кто | ||||||||
Люди, принимающие участие в ролевых играх, называются ролевиками. На каждой игре существует группа организаторов - мастеров, которые разрабатывают сюжет, правила, производят набор игроков, контролируют ход игры. При необходимости присутствуют полигонные мастера - команда, решающая проблемы транспорта, связи, медицины и прочие, не связанные собственно с содержанием игры. Деление на мастеров и игроков существует только на данной конкретной игре: мастера одной игры окажутся игроками на другой, и наоборот. Как это может выглядеть... А я иду по деревянным городам...
Ролевые игры существенно различаются между собой по границам "условностей", по внешним признакам - месту проведения, длительности, количеству участников. Так, полевые игры происходят за городом, на природе, продолжаются, как правило, несколько дней (выходные, хотя крупная игра может занимать и неделю), количество участников варьируется от нескольких десятков до тысячи, в среднем - 150-350 человек. На таких играх можно максимально приблизить происходящее к реальности - выстроить деревянные крепости, обозначить дороги верстовыми столбами, вполне прочувствовать усталость после боя или долгого (километра три) путешествия, вымокнуть до нитки под совершенно английским дождем... Полевая игра может дать очень сильное ощущение "погружения" в мир и в роль, тогда как на словесных и настольных играх, рассчитанных обычно на несколько участников и несколько часов времени, не столь подробных и более динамичных, легче проследить за хитросплетениями сюжета, представить себе картину происходящего в целом, с точки зрения скорее автора или читателя, чем персонажа. | ||||||||
Однако именно реалистичность полевых игр налагает некоторые ограничения. Например, эффект магического заклинания гораздо проще описать словами, что и происходит в настольных и словесных играх, чем смоделировать так, чтобы он производил должное впечатление. Боевые действия на полевых играх также не приближают к реальности: оружие (как правило, деревянное или пластиковое) тщательно проверяется на безопасность, а его владельцы сдают экзамен на умение владеть им. (На играх с более современным антуражем используется и стрелковое оружие - естественно, в безопасных модификациях, типа китайской пневматики, стреляющей пластиковыми шариками, и с защитным снаряжением.) | ||||||||
Настольные игры (послужившие источником для знакомых многим компьютерных ролевых игр) отличаются в первую очередь тем, что "в натуральную величину" в них воспроизводятся разговоры и живое общение; прочие действия описываются игроками ("я осторожно иду по коридору... прислушиваюсь, нет ли кого здесь... зажигаю фонарь..."); мастер же описывает реакцию окружающего мира на их действия, руководствуясь либо только своими знаниями о мире (в "словесках"), либо еще и правилами игры (в настольных играх). Итак, игры могут существенно различаться по степени условности. Впрочем, точки зрения игрока-персонажа и игрока-автора можно отчасти совмещать на всех типах игр - главное, чтобы персонаж не догадывался обо всем, что известно автору, иначе жизнь его станет гораздо менее интересной... Необходимый минимум Быть участником событий,
Поведение игрока в роли строится исходя из целей и задач его персонажа. Выдающимися актерскими данными можно и не обладать - ролевики в этом отношении ничем особенным не отличаются от остального человечества; необходимый минимум - не выбивать из роли окружающих. Большинство возникающих вопросов, как правило, может быть решено в терминологии игрового мира, без ссылок на "правила", "мастеров" (в смысле, мастеров игры) и прочие явления, о которых персонаж ничего знать не знает. Неопытный игрок, предупреждающий встречных: "Эй, я здесь по игре!", может наткнуться на показное недоумение игроков "в роли": "О каких играх может идти речь? Их светлость изволят устраивать прием - это вам не игрушки...". Что касается глубины погружения в роль - она остается личным делом игрока в той мере, в какой не проявляется в его действиях. Регламентировать ее крайне трудно, хотя иногда вживание в роль ставится одной из целей игры. В любом случае, человек, испытывающий бездну переживаний, но никак не взаимодействующий с окружающими, меньше вносит в игру, чем тот, кто в меру сил и возможностей обозначает реакции своего персонажа на внешние явления. А если не по книге?.. Даже если персонажи и начальная ситуация в точности соответствуют книге, на игре неизбежно происходит множество событий помимо уже описанных, которые так или иначе влияют на сюжет, дополняя, а возможно, и изменяя его. Несовпадение игровых событий с книгой - отнюдь не признак неудачи игры (если, конечно, не ставилась именно такая задача): наоборот, это показатель того, что игровой мир - не механическая копия, а живое явление, реагирующее на происходящие изменения. При наличии в игре, например, элементов детектива внесение изменений тем более оправдано: ведь заранее зная "преступника", можно только делать вид, что ищешь его, а это далеко не так интересно, как шанс действительно проверить свои способности. Взаимодействия Ах, было б только с кем поговорить...
Для многих ролевиков в основе их увлечения лежит желание оживить хоть на несколько дней мир любимой книги, чем-то привлекающую историческую ситуацию. Однако с точки зрения воссоздания игрового мира наилучшей ролевой игрой является чтение хорошей книги: нет проблем с подбором игроков, деньгами, реквизитом, погодой, все именно так, как хотелось увидеть... С этой точки зрения игра - лишь суррогат, грубое подобие реальности, замена прекрасных (хотя и воображаемых) клинков из дамасской стали на какие-то деревянные игрушки... Что же заставляет людей тратить на это столько сил и времени? Удовольствие от хорошей книги очевидно, не будем с этим спорить. Действительно, в собственном воображении можно увлеченно проигрывать все перипетии книжки. Однако в игре с самим собой "деревянными" оказываются отнюдь не мечи, а все взаимодействия с окружающими. Крайне сложно играть одновременно за всех. Может быть, у кого-то действительно получается не знать, какой ответ последует на его реплику... Воображаемые построения могут быть сколь угодно хороши, но вот насколько они ошибочны - "изнутри" не разглядишь. Для этого необходимо наличие разных точек зрения и их носителей. | ||||||||
Команды |
Одним из важнейших элементов ролевой игры является взаимодействие между игроками. И - если уточнить формулировку - людей скорее заставляет творить игры не желание воссоздать воображаемый мир, а желание им поделиться. Вообще, ролевые игры стоят в числе развлечений, предполагающих очень высокую степень сотворчества, включенности в процесс каждого участника. Деление на игроков и мастеров ни в коем случае не означает, что мастера способны сделать хорошую игру, если игроки не приложат к этому ни малейших усилий. А степень полученного удовольствия прямо пропорциональна вложенным в игру усилиям. Мастера, создавая игру, организуют некоторым образом игровой мир, наиболее существенные сюжетные линии - в общем, вырабатывают схему, в которую могут включиться отдельные игроки. Однако они навряд ли смогут выдать каждому игроку (из, допустим, двухсот человек) действительно подробную информацию лично о его персонаже. Да и шанс, что они сумеют угадать, что именно заинтересует не слишком-то знакомого им игрока, невелик. Поэтому чем лучше игрок сформулирует, чего, собственно, он от этой игры хочет, тем больше шансов, что его пожелания исполнятся. Если хочется поучаствовать... Я бы новую жизнь своровал бы, как вор...
| |||||||
Подготовка к игре начинается с ее выбора. И выбирать есть из чего - за сезон, как правило, происходит несколько сотен игр, и летом в Подмосковье, к примеру, на каждые выходные приходится не одна игра, а три-четыре. В Интернете существуют как календари игр, так и сайты, посвященные конкретным играм и предоставляющие о них более детальную информацию. Может быть, вы найдете игру по давно знакомой и любимой книге; может быть, вас привлекут стиль изложения и идеи мастеров; возможно, игра уже началась и идет в сети, и вы уже сейчас можете познакомиться с персонажами и узнать текущие новости. Следующая необходимая стадия - это общение с мастерами. (Предполагается, что до этого желающий поиграть успел что-то узнать об игре - прочитал правила, ознакомился с первоисточником и решил, что это его интересует). Хорошо бы подавать заявку за достаточный срок до игры: готовь сани летом... а планы на лето - зимой. За месяц-другой, возможно, уже не останется вакансий. В правилах игры иногда оговариваются подробности заявки: предлагается заполнить анкету, пройти тест, описать какие-то эпизоды из жизни персонажа... Заявляться на персонажей, присутствующих в первоисточнике, в чем-то легче - они уже подробно описаны, додумывать придется меньше. Хотя, с другой стороны, к игрокам на эти роли будут предъявлять более высокие требования, да и претендентов может оказаться немало. Можно заявиться и на персонажей, нигде не упомянутых, которых придется в таком случае достаточно подробно описать самим. Дальше, как правило, мастера вносят свои коррективы, увязывают эту заявку с другими, возможно, предлагают что-то заменить или дополнить. Хорошо бы получить не просто схему ("родился... учился... женился..."), а полноценный образ персонажа с его целями, воспоминаниями, мечтами (возможно, несбыточными), привычками, особенностями поведения, характерными словами, жестами (в том числе и не позаимствованными у игрока). Отыграть персонажа, не имеющего с тобой ничего общего, - практически невозможно; персонажа, ничем от тебя не отличающегося - неинтересно. Результат обычно оказывается где-то посередине. Нередко мастера стремятся дать игроку роль, с которой он заведомо справится - в таком случае на ней может держаться значительная часть игрового пространства, и от игрока ожидается в основном игра "наружу", поддержка тех, с кем он окажется рядом. В таком случае стоит иногда смотреть на игру глазами мастера (убедившись предварительно, что ваши точки зрения не расходятся на 180 градусов). Другой принцип подбора ролей - предложить игроку нечто новое, неожиданное, что его могло бы заинтересовать, своего рода "вызов". Зачастую это бывает крайне полезно для игроков со стажем, с устоявшимся амплуа, поскольку позволяет избавиться от сложившихся стереотипов, найти в себе и в играх что-то новое. Разумеется, можно таким образом "обновлять" и не только игровые аспекты. Возможно, по каким-либо причинам вы не решаетесь сразу принять активное участие в игре и хотели бы вначале побывать там в качестве наблюдателя. В этом случае также следует заблаговременно сообщить о себе мастерам и согласовать этот вопрос с ними. Постарайтесь не отвлекать от игры окружающих и держаться по возможности незаметно; придумайте себе какую-нибудь игровую "легенду" (крестьянин из соседней деревни и т. п.) на случай, если игроки завяжут разговор с вами; имейте в виду, что на некоторых играх присутствие посторонних вообще может оказаться нежелательным. | ||||||||
Мастера могут предложить вам удовлетворить ваше любопытство заранее, на этапе подготовки: игра - длительный процесс, начинающийся задолго до прибытия на полигон ее участников. Желающие принять участие в ее подготовке и проведении могут оказаться полезны не только как игроки, но и при разработке каких-то игровых материалов (возможно, в областях, наиболее знакомых их персонажам), в организационных вопросах, подготовке реквизита, костюмов, наконец, в видео- и фотосъемке: игра делается трудом многих людей, и любая помощь будет принята с радостью. | ||||||||
Ролевые игры предоставляют множество возможностей для творчества в разных сферах - и в создании самих игр в том числе.
|